Рождение нации
Путь к миру. Полгода «специальной военной операции» символически совпали с Днем независимости Украины. За прошедшие шесть месяцев украинцам, вопреки нажиму российских вооруженных сил и всем своим людским и территориальным потерям, удалось отстоять свою страну. Нации рождаются в войнах за независимость – эта истина ускользнула от внимания Кремля. Как и тот простой факт, что у украинцев, особенно постсоветского поколения, есть своя родина, и ее защита является делом чести и самоуважения.
Ни одна из поставленных президентом России задач «СВО» не только не выполнена, а наоборот. Вместо сдерживания НАТО произошло дальнейшее расширение и активизацию блока.
Вместо предотвращение обстрелов самопровозглашенных республик Донбасса идут удары по территории России. Боевые действия стали локальными, и это говорит о том, что Москва не контролирует динамику начатого ею конфликта. Об этом говорит и указ Путина об увеличении численности вооруженных сил.
Путин утверждал, что русские и украинцы – это один народ, но вторжение еще больше разделило их. Путин блефовал пустыми угрозами третьим странам за вмешательство в конфликт и обещаниями ударов по центрам принятия решений.
Ну, а официальная пропаганда уже несколько раз «уничтожила» личный состав и технику ВСУ. Но есть ли в Москве понимание того, что силовое решение опасно для самой России, потому что оно не решает прежние проблемы, а создает новые, куда более серьезные?
География, история и культура тесно связали народы Украины и России, во многом ставшие частью друг друга. У них было всё, чтобы идти к процветанию если не вместе, то хотя бы рядом. Но народы – это одно, а большая политика и большой бизнес – это другое. Безответственность и дегуманизация политики и бизнеса – это страшный шок глобального масштаба.
Киев останется столицей независимой Украины, и в обозримой перспективе там не будет лояльной Москве администрации. Для Путина проигранная на полях сражений или за столом переговоров война означает серьезные персональные последствия. Загнав себя в ловушку, Кремль будет стремиться к завоеванию максимально большой доли Украины с последующей де-украинизацией населения, которая не будет успешной.
В свою очередь, Украине требуется восстановление в признанных границах, но на текущем этапе такое вряд ли реально, если только Россия не рухнет или там не появится принципиально иное правительство.
В любом случае миру в отношениях между Россией и Украиной нет альтернативы. Но после полугода жестокой войны путь к миру, даже если окажется скорым, не будет простым. К тому же такой мир может стать началом куда более серьезных событий.
Канада могла бы извлечь серьезную выгоду из топливного кризиса, спровоцированного войной. По запасам и добыче природного газа Канада занимает одно из первых мест в мире. Но в силу разных причин, включая параноидальные «карбоновые» установки, в Канады отсутствует структура экспорта газа в сжиженном виде.
Если предыдущее консервативное правительство Стивена Харпера стремилось превратить Канаду в энергетическую «сверхдержаву», то либеральное правительство Джастина Трюдо поступает наоборот, противоположно интересам страны и ее населения. И немецкий канцлер, очевидно надеявшийся на обширную взаимовыгодную сделку с Канадой, получил вместо программы быстрого налаживания газового экспорта лишь договор о намерениях по отдаленным и весьма скромным поставкам водорода.
Трюдо вновь показал, что беспощадная настойчивость в погоне за климатической утопией ему куда ближе, нежели здоровый баланс интересов, всегда отличавший канадскую политику. Но можно ли ожидать от правительства либералов, что оно достигнет намеченных целей в спасении климата, если оно не способно элементарно обеспечить население паспортами и карточками социальной страховки?
Канадская «Нэйшнл Пост» приводит пример Австралии, в считанные годы создавшей свою индустрию экспорта сжиженного газа и сейчас зарабатывающей на этом 150 миллионов долларов ежедневно. Климатом в Австралии озабочены не меньше, чем в Канаде, и природоохранные меры проводят не в меньшем масштабе.
Не отказываются от здравого смысла и Штаты, стремящиеся стать ведущим экспортером сжиженного газа. Отсюда очевидные вопросы: а почему правительству Трюдо не выгодно то, что выгодно соседям и партнерам Канады? И кому выгодно создание препятствий в развитии отрасли, которая могла бы стать опорой экономики и социального благополучия Канады?
А.Гладков
[email protected]