Нам не нужен адвокат?
«Скупой платит дважды». Хочешь-не хочешь, а всему на свете, в том числе и нашей жизни, когда-то приходит конец. Осознавая это, человек разумный старается сделать все возможное, чтобы дети, внуки и правнуки поминали его добрым словом, а не наоборот. И поскольку одного доброго желания мало, необходимо оставить завещание. Но для этого надо идти к адвокату, но как-то боязно, и денег жалко...
- На самом деле сегодня, в эру высоких технологий, вполне можно обойтись и без нас, - говорит адвокат Глеб Морозов, учредитель и партнер юридической фирмы Reid Morozov Law, p.c. - Открыл Google, нашел одно из тысяч «шаблонных завещаний», в которые можно ввести свою информацию, и будь спокоен - права близких на твое имущество защищены.
Все бесплатно, а если у вас есть родственники, которые могут унаследовать ваше имущество по закону, то чаще всего и завещание не нужно. Так зачем же платить адвокату?
Однако, как говорит народная мудрость, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». И предусмотреть проблемы может только владеющий всеми тонкостями наследственного права адвокат, каким является Глеб Морозов, LL.L., LL.B., LL.M., член Law Society of Ontario.
- Я получил первое юридическое образование в Кишиневе, - рассказывает Глеб, - потом продолжил обучение в Карловом Университете в Праге. Работал с рядом восточноевропейских банков в качестве эксперта, затем продолжил учебу в Georgetown University, в Вашингтоне.
Переехав в Канаду, обучался в в Law School of the University of Toronto и защитил степень LLM в Osgoode Hall Law School, York University. Профессия юриста требует непрерывного и постоянного обновления своих знаний…
Глеб работал в частных и коммерческих структурах, в одной из старейших и крупнейших юридических фирм на Bay Street. Трудился следователем в саморегулируемой организации CSIC, которая занималась лицензированием иммиграционных консультантов, затем директором по корпоративным делам в инвестиционной компании. А в итоге ушел в частную практику, и сейчас является совладельцем и партнером юрфирмы ...
- Фирма ваша занимается широким спектром различных юридических дел, но давайте поговорим на тему, с которой начался наш разговор...
- Я думаю, что в данной ситуации, в этот «ковидный» период, который затянулся достаточно надолго, одними из самых актуальных тем для людей являются наследственное планирование и оформление доверенностей, как общих, так и на управление имуществом в случае потери дееспособности, или так называемых медицинских доверенностей, Power of Attorney for Personal Care...
- К сожалению, довольно часто люди по незнанию, а иногда пользуясь советами друзей, родственников, земляков и так далее, этими вещами пренебрегают...
- Есть, конечно, случаи, когда можно, в принципе, передавать имущество и без завещания, - объясняет Глеб. - Для этого существует ряд инструментов в наследственном корпоративном и трастовом праве, которые позволяют сделать это так, чтобы имущество не включалось в наследственную массу умершего и, таким образом, не облагалось налогом на наследство, который в Онтарио является, пожалуй, одним из самых высоких в мире.
И потому я бы посоветовал людям, у которых, конечно, есть имущество, и они хотели бы его передать следующим поколениям, не пожалеть денег и взять хотя бы один час консультации с адвокатом, работающим по наследствам, именно для того, чтобы понять, какие есть опции, каким образом это имущество правильнее держать, какие есть варианты для передачи его...
- Какие ошибки или просчёты чаще всего допускают те, кто думают, что они всё знают?
- Самая стандартная ошибка с точки зрения планирования и налоговых последствий - это, наверное, обращение всего своего имущества в наследственную массу официально утвержденного судом завещания (probate). Знаете, я нередко вижу, как люди просто копируют из интернета образец завещания, не обращая внимания на его, так сказать, орфографию и синтаксис, не вдумываясь в терминологию, которую они, может быть, не вполне понимают.
А юридический труд, он очень зависит от внимательности. Как мы знаем, «дьявол таится в мелочах», и поэтому адвокат, работающий с документами в любой области права, должен быть очень внимательным, потому что иной раз не там поставленная запятая может изменить суть дела. Как классическое «казнить нельзя помиловать», это самый яркий пример…
И вот такое «завещание», попав в руки к судье, может вызвать вопросы, быть неправильно интерпретировано, понадобится расследование, чтобы определить, чего же на самом деле хотел завещатель. Согласно существующей практике, судья должен стать на место завещателя и понять, какова была его воля, его намерения. И тут уже не столь важно, что написано на бумаге.
А возможные попытки оспорить завещание влекут за собой не только расходы, но приводят к эмоциональным, семейным драмам. Вчерашние близкие родственники становятся чуть ли не злейшими врагами…
Вот почему будет правильным, с точки зрения завещателя, если у вас есть имущество и вы хотите его передать, заранее заняться планированием: что, каким образом, кому, кто у вас будет трастовым управляющим, как будут решаться споры - многие, многие вопросы оформляются в завещании, которое может быть первичным, вторичным, к нему могут быть добавлены инструкции, дополнительные меморандумы и тому подобное…
- Хотелось бы затронуть еще одну важную тему - семейные взаимоотношения...
- «Ковидная» ситуация определенно отражается на этом, создавая напряженную обстановку в семьях. Люди не выдерживают продолжительного совместного пребывания в изолированном пространстве, возникают конфликты, и мы отмечаем прирост разводов.
Люди также обращаются за помощью в вопросах установлении опеки над детьми и алиментами, чаще всего понимая, что разумнее не доводить дело до суда. Мы же, как и любой адвокат, занимающийся судебным разбирательством, всегда стараемся способствовать этому, следуя правилам Law Society of Ontario...
- Какой приблизительно процент дел в вашей практике удаётся завершить досудебным соглашением?
- На этот вопрос не так просто ответить, потому что в семейном праве есть целый ряд различных тонкостей, которые надо учитывать в каждом отдельном случае. Очень часто к нам приходят и говорят: мы взрослые, умные люди, всё поняли, выяснили отношения, нам только нужно сделать Separation Agreement - соглашение о разводе. Одними из условий действительности такого соглашения являются полное раскрытие финансовой информации и получение сертификата о независимой юридической консультации.
То есть человек приходит к адвокату, и тот обязан ему дать информацию о его правах и обязанностях по такому договору, в соответствии с семейным правом. И начинается: ох, оказывается, здесь я могу больше получить!
Появляются какие-то имущественные требования, и естественно, возникает разлад.
Но, тем не менее, хотел бы сказать, что большую часть дел нам удается привести к разрешению во внесудебном порядке. Хотя, конечно, бывают случаи, когда разводящиеся супруги занимают непримиримую позицию, не идут на компромиссы, и буквально дерутся из-за, условно говоря, ложек и стульев. Бывает такое, что люди тратят большие суммы на семейных адвокатов, на битву за какое-то семейное серебро, которое даже на блошином рынке ничего не стоит. Ну, тут скорее вопрос принципа...
- Русскоязычных клиентов много у вас?
- Где-то треть от общего количества, несмотря на то, что мы далеко от так называемой «русской» части города. У нас есть клиенты и здесь, в даунтауне, и в Ричмонд Хилле, и в Воне, в Миссиссаге, в Оквилле...
- Людей, особенно наших, тем более, пожилых, часто пугает обращение к адвокату, они думают, что откроют вашу дверь, и сразу включится счётчик...
- Я могу сказать только за себя - у нас это не так, - заверяет Глеб Морозов. - Адвокат обязан сразу сказать, надо ли платить за предварительную консультацию. Это не должно на вас упасть, как гром среди ясного неба.
И когда вы договариваетесь, не стесняйтесь задать этот вопрос. Обязательно узнайте, какие ставки у адвоката, это поможет избежать недопонимания во многих вопросах.
Я знаю, многих людей пугает обращение к адвокату, они думают, что лучше сэкономить и найти все в интернете. Приходят, как правило, уже когда «жареный петух клюнул», и это оборачивается еще одним известным нам выражением «скупой платит дважды».
Позиция это неправильная, нужно менять менталитет, ведь не зря говорят, что легче предупредить пожар, чем потом его тушить…
Беседовал
Александр Герштейн
REID MOROZOV LAW, p.c.
Family, Corporate
Wills & Estates, Real Estate
155 University Ave, Suite 300
Toronto, Ont., M5H 3B7
Tel: (416) 203-8777
Fax: (416) 203-7778
Email: [email protected]
www.reidmorozov.com