Мазл жить и мазл умереть
Люди нашей общины. 1 июля 2020 года в Торонто ушел из жизни крупный ученый в области военного дела, изобретатель и рационализатор, член правления Канадской Ассоциации Ветеранов Второй мировой войны из СССР, профессор, инженер-полковник Моисей Черногуз. Он из того поколения мальчишек, которые на следующий день после выпускного бала ушли на фронт. Командуя взводом штрафников, прошел войну с первого по последний день. Много раз были ситуации, когда он должен был погибнуть, но Б-г его всегда спасал. После войны на протяжении 40 лет служил в Туркмении и Азербайджане в Бакинском Округе ПВО. Изобретения и рационализации инженер-полковника Черногуза, являясь революционным прорывом в области радиолокации, способствовали укреплению южных государственных границ Советского Союза. В течение последних 20 лет жизни в Канаде был активным общественным деятелем, одним из тех, благодаря кому правительство Канады признало за ветеранами Великой Отечественной войны из бывшего СССР статус «Ветерана Канады». Предлагаем читателям цикл статей о жизни этого удивительного человека, написанных его дочерью - редактором публикаций на русском языке JRCC Еленой Касимовой. (Окончание. Начало в №1188).
ПОЛКОВНИК И ИУДАИЗМ
Возвращаюсь к интервью, которое взяла у папы лет 15 назад.
- Как же ты, воспитанник комсомола и коммунистической партии, стал соблюдать еврейские традиции?
- Сначала свое мировоззрение поменяли ты и твой сын - мой внук. Наблюдая за вами, я понял, что это не могло случиться просто так. Сопоставив со своей жизнью, я осознал, что меня всегда оберегал Вс-вышний. То, что я остался жив во время войны – было чудом.
В вашем лице Вс-вышний получил верных и убежденных слуг. Как же я мог остаться в стороне? Я не могу сказать, что полностью выполняю заповеди. Но я стараюсь. Каждое утро я молюсь и, обращаясь к Вс-вышнему, благодарю его за то, что он сохранил мне жизнь и направляет нашу семью. Я придерживаюсь кошерного стиля питания, соблюдаю Cубботу и праздники. Каждый раз за шабатной трапезой возношу хвалу Вс-вышнему.
- Если бы было возможно повторить жизнь заново, что бы ты изменил в ней?
- Я думаю, что оставил бы все без изменений. У меня хорошая семья, есть правнуки, которые носят традиционные еврейские имена, знают идиш, учатся в еврейских школах, и этим многое сказано. Я нашел в нашей общине хороших друзей, раввинов, которых я очень уважаю и считаюсь с ними.
Когда случилась война, я пошел на фронт сражаться с фашизмом. У каждого человека есть Родина, хотя наша не ко всем своим сыновьям относилась одинаково справедливо. Но я её не выбирал, она меня позвала – и я пошёл ее защищать. Мы спасли евреев от полного уничтожения. Разве это не великая миссия? Я ничего не хотел бы менять.
АССОЦИАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ
Важную часть папиной жизни в Канаде занимала его деятельность в Ассоциации ветеранов Второй мировой войны из стран бывшего Советского Союза. Началось с того, что после создания этой организации активное ее ядро буквально воевало с правительством, чтобы советским ветеранам был присвоен официальный статус Ветерана Канады. Папа в этой борьбе принимал самое горячее участие.
Дело в том, что он всегда умел и знал, как составлять официальные письма, направленные в самые высокие инстанции. В результате они добились заветного статуса, который давал значительные льготы и привилегии пожилым ветеранам. Несмотря на то, что их статус был, так сказать, второй категории и их льготы были несравнимы со льготами ветеранов Канады, тем не менее, это была большая победа.
Папа, являясь руководителем группы, в которой было примерно 25 человек, входил в совет директоров Ассоциации.
Я позвонила нашему общему знакомому, члену Ассоциации, и он рассказал о том, как работал папа: он был очень заботливым и внимательным руководителем, добивался материальной помощи для своих «подопечных», тем самым помогая нуждающимся и больным, всегда выступал в их поддержку и защиту. Папа всеми силами боролся, чтобы советских партизан тоже приравняли к статусу Ветерана Канады. У меня сохранились многочисленные папки с листами, исписанными его рукой – преписка со всевозможными государственными организациями Канады, а также с Консульством Российской Федерации, просьбы, петиции, обращения и т.д.
Каждый год папа получал из Кремля поздравление с днем Победы, подписанное президентом страны.
Это последнее поздравление из-за проблем почтовой службы в период эпидемии пришло уже после папиного ухода. Он его так и не увидел...
МАЗЛ УМЕРЕТЬ
Ну вот и пришел черед рассаказать об этом необычном мазле – «мазле умереть». Началось с того, что в 2007 году ушла из жизни мама. Эта утрата тяжело сказалась на всех нас и, на папе, конечно, тоже. Ежедневно он утром и вечером ходил в синагогу, находящуюся недалеко от дома, читать Кадиш. В один из таких походов его сбила машина. В машине находились две русских девушки. Папа упал, а та, которая была за рулем, продолжила движение, полностью проехав по папиному телу.
Затем она, испугавшись, подала назад и еще раз проехала по нему. У папы оказались множественные повреждения позвоночника, головы, желудка, печени, рук и ног. Кость одного из колен превратилась в порошок. Два года папа восстанавливался и приходил себя, ни на один день не прекращая заниматься физкультурой. До аварии он совершал длительные пешеходные переходы, занимался на тренажере, имитирующем греблю. После аварии занятия переместились домой: он подтягивался, поднимал тяжелые гантели.
В 94 года он заболел. Мы встали перед выбором: ждать постепенного ухода (вроде бы уже и возраст почтенный) или идти на операцию. Я его спросила: «Будем бороться или будем ждать смерти?» Он твердо ответил: «Бороться!».
Не хочу рассказывать об ужасах, которые мы пережили после операции, но папа опять пришел к жизни. Правда, лимитированной, но жизни. Он обладал колоссальным жизнелюбием, ценил каждый прожитый день. Он прожил еще 2,5 года, но, к сожалению, многочисленные травмы, последствия операции, да и возраст взяли свое.
Папа умер в госпитале в пятницу за 40 минут до Шаббата. Мой сын был безутешен не только потому, что потерял дедушку, которого очень любил и уважал. Дело в том, что по еврейской традиции нельзя оставлять тело еврея без присмотра. Нужно, чтобы во время подготовки к похоронам соблюдающий традиции еврей сидел подле ушедшего и читал Теилим – Псалмы царя Давида. У нас ничего не было готово: ни место для захоронения, ни человек, который читал бы Псалмы. За 40 минут до Шаббата мы не могли ничего успеть...
А дальше происходит что-то невероятное! Через 10 минут после звонка с сообщением о том, что папа умер, нам звонят из госпиталя еще один раз и говорят, что ОН ОЖИЛ!!! Мы не могли поверить своим ушам! Я захлебывалась в рыданиях...
После окончания Субботы мой сын провел колоссальную работу. Нам очень помогли наши раввины. Папа прожил еще 5 дней и умер в среду в 4 утра, а в 2 часа дня уже был похоронен.
Он буквально дал нам возможность провести Шаббат, после чего заняться поисками достойного для него места: папа был религиозным человеком, и мы хотели, чтобы и после ухода он находился вместе с такими же, как он, евреями. В результате мы нашли для него место прямо напротив праведника, на памятнике которого написано на идиш, что там лежит Б-гобоязненный человек. И вот тогда мой сын сказал: «Талмуд говорит, что есть мазл жить и есть мазл умереть. Что такое «мазл жить» - всегда было понятно, но теперь я понял, что такое «мазл умереть».
У папы был мазл и жить, и умереть. У него был МАЗЛ!
ПОЖЕЛАНИЕ ДРУЗЬЯМ
В конце моего с ним интервью я спросила папу:
- Что бы ты хотел пожелать твоим товарищам и друзьям?
- Прежде всего здоровья. Помнить, что то, что они живы – это подарок Вс-вышнего. Хочу пожелать им воспитать своих детей, внуков и правнуков евреями, сохранить их от ассимиляции.
Почему я избрала его героем своего интервью? Не потому, что я хочу просто похвалиться своим отцом. Конечно, я его очень люблю и уважаю: он для меня образец честности и порядочности, добросовестности и надежности, интеллекта и образованности. Но главным достижением его жизни стало то, что он нашел в себе мужество в 75 лет кардинально изменить свою жизнь и начать соблюдать еврейские традиции. И я пишу обо всем этом только с одной целью: если мои родители на склоне лет смогли построить по-настоящему Еврейский Дом, это в руках и других евреев. И тогда наш народ будет иметь Еврейское Завтра, и тогда придет Мошиах, а я увижусь с мамой и папой.
А закончить рассказ о папе я хочу стихами Роберта Рождественского, которые папа очень любил и постоянно повторял.
Спасибо, жизнь
Спасибо, жизнь, за то, что вновь приходит день,
Что зреет хлеб и что взрослеют дети.
Спасибо, жизнь, тебе за всех родных людей,
Живущих на таком огромном свете.
Спасибо, жизнь, за то, что этот щедрый век
Звучал во мне то щедростью, то болью
За ширь твоих дорог, в которых человек,
Все испытав, становится собою.
За то, что ты река без берегов,
За каждую весну твою и зиму,
За всех друзей и даже за врагов -
Спасибо, жизнь. За все тебе спасибо!
За слезы и за счастье наяву,
За то, то ты жалеть меня не стала,
За каждый миг, в котором я живу,
Но не за тот, в котором перестану.
Спасибо, жизнь, что я перед тобой в долгу,
За прошлую и завтрашнюю силу.
За все, что я еще успею и смогу,
Спасибо, жизнь, воистину спасибо.