Необыкновенный спектакль.
Постановка театра «Нос» - на сцене Studio N. «Законы простейших» - литературно-музыкальные миниатюры по рассказам Феликса Кривина». Так, несколько даже официально, называется спектакль театра «Нос», созданного в 2009 году в Торонто режиссером и актером Михаилом Носовским. Однако, посмотрев эту постановку, я ощутил себя соучастником фантастической феерии, в которой слились воедино трагикомедия реальности, прошлое и будущее, философия и история…
Домом для театра стала Studio N, расположенная в кампусе YEDI, Института развития предпринимательства. Тем более что основатель и президент этого учебного заведения также является участником спектакля. И пока актеры собираются на репетицию, мы беседуем с Маратом Рессиным.
С точки зрения YEDI, объясняет он, нужно помогать развиваться предприятиям самого разного направления, и в том числе театрального. Для этого в кампусе специально оборудована студия, в которой, под руководством Любы Черной, имеют возможность работать небольшие театральные коллективы. Это позволяет им легче выйти к зрителю, проверить себя «на публике», и расти.
- Театр - это очень серьезный инструмент воздействия, - говорит мой собеседник, - важно знать, как им правильно пользоваться. Мне кажется, что Михаил Носовский - мастер, который этим умением прекрасно владеет, и перфекционист в лучшем смысле этого понятия. Он предъявляет очень жесткие требования к себе, поэтому чувствуешь за ним право требовать от остальных на самом высоком уровне, и я стараюсь так же, как и все. Тем более что я единственный непрофессиональный актер в труппе, и это накладывает на меня еще большую ответственность...
Пытаться рассказать, о чем спектакль, трудно. Его надо смотреть. На сцене всего пятеро: Михаил Носовский, Вероника Рессина, Эра Чорна, Станислав Камладзе, Марат Рессин.
Но актеры непрестанно перевоплощаются, «меняют кожу», иногда - в буквальном смысле, как трогательный Хамелеон в исполнении С. Камладзе. Философский текст, режиссерское видение, великолепные костюмы, звук, музыкальный и киноряд способствуют тому, что перед нами предстает своего рода социальный срез общества, и в глобальном масштабе - всего мироздания.
- Я лично влюблен в театр с самого детства, это часть моей жизни, - говорит Марат Рессин. - В театр меня всегда водили родители. В студенческие годы, чтобы прибрести льготный билетик на спектакли ведущих московских театров, я вместе с однокашниками выстаивал ночами.
В Торонто театр Михаила Носовского является для меня самым близким по духу. Ну, а когда я узнал, что ставится спектакль по пьесе Феликса Кривина, которого я очень люблю и считаю серьезным еврейским философом, то мне очень захотелось в нем участвовать.
Каково же было мое удивление и радость, когда Михаил Носовский согласился дать мне роль!.. Театральная аура, обстановка совместного творчества на сцене и за кулисами меня всегда привлекала. Что же касается спектакля, то он нравится самой разной публике.
Мы представляли его не только в театре, однажды - Михаила не было в тот момент - я и Вероника показали монологи на Шабатоне, устроенном JRCC. Отзывы были восторженные, и многие из тех, кто увидел, так сказать, концертный вариант, потом пришли к нам в театр посмотреть спектакль полностью...
- Ну, а с точки зрения экономической, может ли быть рентабельным театр у нас в общине?
- Это нелегко. Но мы решили попробовать сделать все по-настоящему. На энтузиазме можно сыграть один раз, два, но профессионалы не должны этого делать постоянно. Театр - это их работа, у актеров семьи, дети, люди должны хоть что-то зарабатывать.
С другой стороны, театр совершенно не хочет, чтобы стоимость билета останавливала зрителя от того, чтобы увидеть спектакль, поучаствовать в этом диалоге. Поэтому решено сделать цены доступными. Для пенсионеров и студентов - 15 долларов, для всех остальных - 30. Я уверен, что все получится, если этим заниматься профессионально. Идти у кого-то что-то просить или предлагать сотрудничество до того, пока есть результат, довольно неэффективно.
А вот успех возглавить всегда все готовы. И я думаю, что театр сможет получить поддержку каких-то государственных структур...
- Рассчитан ли этот спектакль на англоязычную аудиторию?
- Простой перевод на английский тут ничего не даст. Должен быть действительно талантливый человек, который переведет так, как надо, и если некоторые наши герои будут говорить с русским акцентом, это даже хорошо …
- Гастроли вы планируете?
- Это вопрос к режиссеру, хотя у нас уже есть приглашения в Монреаль, во Флориду, в Калифорнию. Конечно, все упирается во время, бюджет, но я надеюсь, что мы попробуем.
- Понятно ли детям происходящее на сцене?
- Я думаю, что каждый возраст найдет что-то свое. «Законы простейших» - красочное, гармоничное действо, и ребенок может это впитать, почувствовать атмосферу единения вокруг чего-то важного, серьезного…
Я благодарю Марата Рессина за беседу, и желаю театру успеха. Надеюсь, что, посмотрев «Законы простейших», читатели разделят мои впечатления от этого необыкновенного спектакля.
Билеты можно приобрести на сайте:
www.nosetheatre.org
11 и 12 июня,
7:00 рм, Studio N,
312 Dolomite Dr.,
Unit 121
416-727-5300,
416-527-3089
Александр Герштейн