Дальнобойщик: работа или профессиональный спорт.
Дороги, которые мы выбираем. «Русский Экспресс» продолжает публикацию записок дальнобойщика Елены Жидковой, которая, не претендуя на истину в последней инстанции, просто высказывает личную точку зрения бывшего советского врача реаниматолога-анестезиолога, волей судьбы выбравшего в Канаде профессию водителя тяжелых грузовиков.
«А память священна, как отблеск высокого огня…»
Социальная сеть Фейсбук предложила повторно выставить статью пятилетней давности о психологической совместимости в командах дальнобойщиков, которую я опубликовала в "Русский Экспресс" в 2015 году, а затем выставила на этом замечательном веб-сайте. Там я изложила необходимость подробно расписанного кода поведения для «коммандос» во избежание недоразумений, иногда переходящих в мордобой с попаданием за решётку - если злость кипит, то разум испаряется…
Тема той статьи актуальна в условиях нарастания конфликтов и домашнего насилия в период сегодняшней самоизоляции. Подводит психология «осаждённой крепости» - ждут атаку коронавируса извне, а нападение приходит изнутри, когда больше всего раздражают свои недостатки у других. Семья должна дружно сесть за стол переговоров и демократично составить свод правил, описывающих порядок действий каждого члена для любой ситуации, как у космонавтов. Ссоры и напряжённость сразу пойдут на спад…
В дальнобое сложней. Руководство транспортной компании не имеет возможности обеспечить психологическую совместимость членам команды дальнобойщиков на уровне космического экипажа – это дело рук водителей, которым не обязательно разделять эстетические вкусы начальства, но со вкусами напарников необходимо считаться. В противном случае возникают раздражение и конфликты, похожие на те, которые образуются в условиях домашней изоляции, когда нормальные отношения между членами семьи – идеал, а отклонения от них - норма.
При ненормальных отношениях муж и жена начинают понимать и сожалеть, что вступили в брак всего лишь по любви. В их супружеских спорах рождается истина – мысль о разводе. Значит, что-то не так - развод без брака не бывает. Нужно сделать паузу, успокоиться и спокойно проанализировать этиологию скандалов – желание прощаться пройдёт так же незаметно, как и появилось…
«О вкусах не спорят»
Дальнобойщикам-коммандос несопоставимо трудней. Нам приходилось сутками сидеть в кабине, ожидая груз – в туалет ходили под кактусы или в клумбы. Но и в семейных экипажах тракеров вкусы бывают разные – ему нравится прохлада, ей – тепло, он предпочитает пробежки, она – большой теннис, он любит её, она любит его… При этом банальная житейская совместимость супругов держит их вместе гораздо крепче, чем горячие страсти и яркие эмоции. То же самое в стандартных командах – обычная рабочая покладистость и желание зарабатывать держат водителей вместе сильней самой заядлой дружбы…
Между незнакомыми ранее людьми особую роль играет терпимость: один любит сало с чесноком, но не переносит запах селёдки; другой не представляет трапезу без селёдки, но его раздражает запах свинины. А есть ещё вегетарианцы, у которых любое напоминание о мясе вызывает отрицательные эмоции. Терпение – качество превозмогать нетерпение. Когда его не хватает, то включается выносливость.
«Значит, так, жених согласен, родственники тоже, а вот невеста…»
Компаниям, как правило, нужны команды, выезжающие и приезжающие в любой день недели. Один водитель согласен на работу без графика, а другой нет - он привык на выходные быть дома. Начинаются уговоры…
Бывает, что члены команды психологически совместимы и подходят друг другу по всем параметрам, но у одного из них какое-то пристрастие, например, грызть ногти или ковыряться в носу. С такими наклонностями даже золотой характер напарника может стать тяжёлым.
Привычка, напомню, является выполнением определённого действия, которое в конкретной ситуации переходит в потребность и совершается без особых усилий, чаще всего автоматически. Есть привычки, сопровождаемые приятными эмоциями для одного тракера и неприятными для другого, например, курение, использование нецензурных выражений или посещение казино. Да и люди бывают разные. Добрый человек сердится по-доброму, злой… смеётся со злостью. При длительных ожиданиях грузов в таких условиях становится очевидным, что время имеет не только скорость, но и запах, звук, пульс, цвет и температуру…
В одних компаниях к разборчивым водителям относятся с пониманием, в других не очень: «Не по вкусу? Так пересмотрите свои вкусы - других предложений для вас нет».
ПТСР и АСМР
Пандемия сovid-19 постепенно стабилизируется с тенденцией к спаду, а проблемы изоляции продолжают оставаться с переходом в следующую стадию ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство, появляющееся после скандалов или острых травм домашнего насилия, особенно у людей с тревожными псевдогаллюцинациями.
В спорте с «побочными эффектами» изоляции сталкиваются во время подготовительных сборов, а конфликты перед ответственными соревнованиями с последующим ПТСР могут привести к потере уверенности в себе, ощущению беспомощности и эмоциональному «отупению» спортсмена, что может негативно повлиять на результат выступления.
В таких случаях без психолога не обойтись. Эти проблемы должны напомнить руководству транспортных компаний, что перевозка грузов на длинные расстояния командой дальнобойщиков имеет много общего с самоизоляцией, когда приходится работать удалено в условиях форс-мажора. Конфликты, приводящие к психическим травмам, возникают, как правило, в случаях принуждения тракеров делать работу, не предусмотренную трудовым контрактом, или при перекладывании ошибок «чиновников» на плечи водителей.
Особенно в условиях принуждения к езде с превышением скорости, когда уже не до бытовых проблем, вроде туалета, душа, санитарной гигиены, еды и сна. Непонимание и нервозность водителей переходят в негодование и дистресс, а ПТСР может привести к изменениям в когнитивной сфере - снижению концентрации внимания и потере осторожности.
Дальнобойщик, которого принуждают к управлению траком с превышением скорости, аварийно опасен и представляет угрозу здоровью и жизни напарника, других водителей и случайных жителей Канады и США. Кто в этом виноват?
Владельцы компании могут и не знать об указанных нарушениях – это, преимущественно, личная инициатива ретивых «служащих». Мне кажется, подобные приёмы в управлении, способствующие состоянию аффекта у водителей, следует считать антисоциальными методами работы (АСМР), а работников офиса, пользующихся такими способами, определять как антисоциальных элементов дальнобоя, которым необходимо изменить отношение к своим прямым обязанностям…
(Продолжение следует).