Праздник Песах и наша вера
Заряд веры. Конечно же, к еврейскому празднику Песах многие уже сделали в домах необходимые приготовления, закупились продуктами, обновили интерьер. Наши дети уже не едят на ходу всякие вкусняшки, многие комнаты очищены от квасного, и там крошить не разрешается никому, даже малышам. Тщательно проверяют перед Песахом и компьютерные клавиатуры – уж где-где, а за компом вечно ведь что-то жуешь! И наконец-то есть официальная, так сказать, причина привести в порядок свое рабочее пространство.
Продажа «хамеца» осуществляется в ночь на 13 Нисана в вашем районном раввинате или онлайн, и это будет означать, что даже если макароны (например) в доме и хранятся, то они все равно проданы и не принадлежат вам. Есть старинная легенда о том, как еврей, владевший водочным заводом, не успел его «продать» на Песах, и тут завод как раз загорелся. Так заводчик был даже рад, что предприятие прогорело в буквальном смысле, и он не был на Песах его владельцем! Вот какая сила духа!
Очень часто, к сожалению, старинные легенды Песаха окрашены атмосферой ужаса и страха: народы, среди которых евреи проживали, считали, что маца и кровь как-то связаны, брали христианского или мусульманского ребенка, убивали его и подбрасывали на пол синагоги. А затем раскручивался сценарий кровавого навета. И снова – как во времена инквизиции злодеев Изабеллы и Фердинанда – происходили грабежи и изгнания еврейского населения, угрозы и декреты против общин.
Рецепт приготовления мацы очень прост, там участвует только вода и тесто. Кровь евреям запрещена в пищу, даже если это кровь животного. Человеческие жертвоприношения имели место в культах идолопоклонства, и как раз в противовес этому родилась монотеистическая религия – иудаизм (а позднее к нему присоединился ислам). Никакой крови младенцев, взрослых или вообще людей не присутствует ни в каких ритуалах этих монотеистических религий. Пора бы понять это славянофилам современной России, которые пишут совершенно бешеные пафосные статьи в интернете. Целые порталы заполнены гнилым антисемитским контентом.
А где действительно присутствует кровь?
В праздник Песах присутствует идея зарезания пасхального барашка. Мы описывали в предыдущей статье то, как исторический праздник ПЕСАХ связан с барашком. В наше время тоже можно было бы сделать этот ритуал, если бы имелся Храм в Иерусалиме и мы обладали необходимым уровнем чистоты.
Вино и окропление: связь с Песахом
Со стороны можно наблюдать, как евреи во время пасхального Седера (ночной трапезы) наливают красное вино в бокалы. Затем в один момент чтения пасхальной Агады вино сливается в чашу и произносятся кары, проклятия. Это относится к эпизоду, когда Всевышний покарал египтян 10 казнями. Перечисляется десять казней и сливается десять раз вино в чашу. Это не имеет никакого отношения ни к каким народам современности. Было и прошло. Египтяне свое получили. Современный Египет – это другие народы, их перемешал еще ассирийский вождь Санхерриб, и с тех пор народы не идентичны древним царствам.
Представители иудаизма никого не проклинают в своих обрядах. Да, но вы кропили кровью дверные притолоки – настаивает наш оппонент с портала патриархии. Хорошо! В год Исхода из Египта было заповедано взять от крови пасхального барашка и окропить притолоку (дверной косяк). Это было одноразовым действием. Ангел смерти перепрыгнул через тот дом, где был знак. Ангел смерти должен был совершить казнь египетских первенцев (это была казнь номер 10 из реестра египетских казней). Чтобы он по ошибке не зашел в еврейский дом, жильцы должны были промазать кровью пасхального ягненка дверной косяк. Больше никаких смыслов тут нет. Ритуал имел одноразовое применение. Только в Египте и только в 2448 году от сотворения мира. Исход из Египта был приурочен к египетским сакральным датам. Накануне исхода Всевышний сказал Моше: "Я пройду в эту же ночь по земле египетской и поражу всякого первенца в земле египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими совершу суд…" (Шмот, 12:1-18). О каких «богах» идет речь? Песах, т.е. прохождение Всевышнего по земле египетской, был приурочен к тому моменту, когда зодиак Овна, которому поклонялись египтяне, находился в апогее. Иными словами, сыны Израиля не просто принесли в жертву овнов, считавшихся у египтян священными животными, но совершили это в тот момент, когда зодиак Овна достиг максимума своего влияния, т.е. в полнолуние - в ночь с 14 на 15 нисана.
Трофейные даты
(Из статьи д-ра Арье Бараца)
О том, что овны почитались в Египте священными животными, недвусмысленно свидетельствует Тора: «И призвал фараон Моше и Аарона, и сказал: пойдите, принесите жертвы Богу вашему в этой земле.
Но Моше сказал: нельзя этого сделать; ибо отвратительно для египтян то, что мы жертвуем Господу, Богу нашему; если мы отвратительную для египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями?» (Шмот, 8:21-22).
Между тем из исторической науки хорошо известно, что в первую очередь египтяне являлись солнцепоклонниками, знаменитый египетский фараон-реформатор Эхнатон, умерший за четверть века до Исхода, объявил Солнце верховным божеством; и что храмы Осириса ориентировались на закат в равноденствие, а храмы Исиды - на восход в равноденствие.
До сих пор – историческая справка о том, как Песах вписался в историю древнего Египта.
Немного юмора
И, если честно, мне видится связь мировых казней в нынешнем году и казней египетских. Знаете, на что похоже нашествие лягушек (казнь номер 2 из списка казней)?
Написано, что когда она закончилась, то повсюду валялись дохлые лягушки. Так вот: мне представляется, что валяющиеся повсюду использованные одноразовые маски очень похожи на этих сдохших лягушек. Столь же неэкологичны, сколь и бесполезны. Я не уподобляю принудительную вакцинацию казни первенцев, но некоторым представляется и такой расклад.
Еще очень веско выразился один сефардский раввин: как римский император Титус, сжегший Храм в Иерусалиме, погиб от малюсенькой мошки, залетевшей ему в ухо, так и наша цивилизация внезапно остановлена маленькой мошкой, сами понимаете, как эта мошка называется…
Ну, это не более чем намеки от мудрецов. Они и рассчитаны на умного ученика.
Как укрепить веру?
Песах и вера – неразрывная связь. Из хасидских историй мы можем почерпнуть такой заряд веры… Вот история сапожника Лейба. Один хасидский Ребе сказал своим ученикам, что его собственный Седер – ничто по сравнению с Седером сапожника Лейбла.
- Но ведь он простой человек, что такого особенного в его Седере? – удивились ученики.
- Пойдем, посмотрим, как он проводит его, - предложил рабби.
Подкрались они к дому сапожника Лейба. А там происходила следующая сцена:
- Тебе, бандит, не полагается трапезы! Не получишь еду сегодня! – шипела рассерженная чем-то жена. А Лейб воздевал руки к небу и спокойно, благостно говорил:
- О Всевышний! Я нисколько не сержусь, нисколько не унываю. Я так хочу, чтобы моей жене было хорошо и чтобы она простила меня. Я сам виноват. Раз она недовольна, моя драгоценная жена, значит, я должен раскаяться.
Он пытается принести поднос с кухни и поставить на стол. Она снова и снова забирает поднос и кричит на него. И такая сцена длится шесть часов!
Уже и времени-то не осталось на проведение Седера. Лейб ублажает жену словами любви и мира, молится Г-споду со слезами на глазах, а жена кричит и ругается. Вдруг – ситуация непонятно почему меняется: жена приносит ему свои извинения, как будто ее кто подменил. Она тихо и скромно приносит все кушанья. Быстро проглатывая мацу и вино, супруги проговаривают пасхальную Агаду. Рассвет застает их спящими на стульях от великой усталости. Примиренных и выполнивших заповедь. Как будто на поле боя…
Рабби и хасиды были потрясены драматизмом случившегося. Вопросов было много. Но вопросы были не нужны. Как пример – это было понятно. Отличный жизненный пример того, как сложно бывает выстоять в жизненных бурях.
Особенно в пасхальную ночь…
Эстер Кей,
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль,
специально для Русского Экспресса.